Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Консультации для воспитателей

Дата: 27 июня 2016 в 16:39, Обновлено 27 июня 2016 в 16:44
Автор: Рубан Т. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

 на тему:

 

«Музыкально-ритмическая подготовка воспитателя»

 

 

Эффективность музыкальной работы дошкольного учреждения во многом зависит от активного участия в ней воспитателей. Воспитатель является помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях, вечерах досуга, праздничных утренниках. Он направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в повседневную жизнь (утреннюю гимнастику, прогулки, детские игры, трудовые процессы, различные занятия).

Общая музыкальная подготовка предусматри­вается и для учащихся вечерних и заочных отде­лений педучилищ. Получить специальное педаго­гическое образование, пополнить багаж педагогических знаний стремятся многие практические работники детских садов, для которых создана сеть вечернего и заочного обучения.

Количество музыкальных дисциплин на вечерних и заочных отделениях и часы, отведенные на каждую из них, значительно сокращены по сравнению с дневным отделением. Музыкальные предметы (пение с элементами музыкальной грамоты, методика музыкального воспитания, ритмика) даются очень сжато и компактно, большое значение придается самостоятельной работе уча­щихся, выполнению контрольных работ, зачет­ным занятиям. Поэтому помогать воспитателям в работе должны музыкальные руководители детских садов.

К сожалению, не во всех детских садах музы­кальные руководители уделяют должное внима­ние систематической работе с воспитателями, Первый урок ритмики с заочниками показывает, что многие воспитатели, проработавшие в детских садах уже несколько лет,« не умеют слушать музыку, согласовывать с ней движения, не владеют двигательными навыками, предусмотренны­ми «Программой воспитания в детском саду». У некоторых обнаруживается слабая координация движений (неправильно сочетают движения рук и ног), плохая осанка, недостаточно развиты тор­мозные процессы (не умеют с окончанием музыки остановиться).

Музыкальный руководитель порой не умеет наладить контакта с воспитателем, не заботится о повышении его музыкальной культуры. Это от­носится в первую очередь, к неопытным музы­кальным руководителям, которые недооцени­вают роль воспитателя, плохо используют его в музыкальной работе. Поэтому перед преподава­телями ритмики в педагогических училищах ста­вятся серьезные задачи в деле музыкально-ритмической подготовки воспитателей. Ритмика помогает заложить фундамент знаний и навыков, необходимых воспитателям в их практической деятельности в детском саду, связанных с музы­кальным искусством.

Музыкально-ритмическое воспитание учащих­ся заочного отделения идет по двум основным направлениям: работа над музыкально-ритмическими навыками и над навыками выразительного движения.

Важно научить учащихся внимательно вслу­шиваться в музыку, улавливать ее настроение, разбираться в структуре в связи с развитием му­зыкальных образов, подмечать изменения дина­мики, темпа, регистровой окраски, уметь ориенти­роваться в метроритмических соотношениях. Воспитание эмоциональной отзывчивости на му­зыку, формирование чувства ритма, умение отра­жать в движениях не только общий характер му­зыки, но и некоторые средства музыкальной вы­разительности, играющие доминирующую роль, — вот главные задачи, которые стоят перед препо­давателями ритмики. Одновременно идет работа над развитием выразительности, ритмичности, пластичности движений, взятых из области физ­культуры, сюжетной драматизации и танца.

Художественные музыкальные произведения, отобранные для ритмических занятий, создают определенный эмоциональный настрой, тем са­мым облегчая овладение двигательными навыка­ми. Поэтому предварительное прослушивание музыки перед, упражнениями, ее подробный раз­бор совершенно необходимы. Учащиеся научатся понимать, почему в одних случаях надо перехо­дить на контрастные движения, в других —при­дать движениям новый оттенок или возвратить­ся к ранее исполняемому движению.

Большое внимание мы уделяем теме «Харак­тер музыкального произведения, его темп и ди­намические оттенки». Она дает возможность оз­накомить учащихся с разнообразием характера музыкальных произведений (веселого, оживлен­ного, энергичного, торжественного, спокойного) и с тончайшими его оттенками, приучает выпол­нять все движения под музыку с различной эмо­циональной окраской. Учащиеся знакомятся с выразительным значением темпа, учатся реагиро­вать на смену темпа, постепенное его ускорение или замедление. Они начинают воспринимать ди­намические оттенки музыки, усиление и ослабле­ние ее звучания и в связи с этим двигаться с раз­личной силой, размахом и объемом мускульного движения.

Не менее важное значение мы придаем теме «Форма музыкального произведения», где учащи­еся знакомятся с одночастной, двухчастной и трехчастной формами произведения, музыкаль­ными фразами и мотивами, строением куплетной песни, вступлением, учатся менять свои движе­ния. В любом упражнении, пляске, игре обя­зательно анализируется структура музыкально­го произведения, связанная с развитием его му­зыкальных образов.

Остальные темы представлены обзорно. Так, изучая тему «Метрическое строение музыки», мы даем представление об основных размерах про­изведений, связывая их с понятиями о польке, вальсе, марше. Знакомим учащихся со схемами дирижерских жестов, обращаем внимание на мет­рическую пульсацию. Прорабатывая тему «Дли­тельности и ритмический рисунок», учащиеся зна­комятся с основными длительностями (восьмые, четверти, половинные), с ритмическими рисунка­ми несложных песен (учатся их прохлопывать и проходить шагами).

При изучении этих тем необходимо широко ис­пользовать основные движения (ходьбу, бег, прыжки, поскоки), на которых строятся многие музыкально-ритмические упражнения и которые доступнее учащимся, так как чаще встречаются в их практической деятельности (на утренней гимнастике, физкультурных занятиях). Поэтому с первых уроков ритмики мы стараемся уделить им особое внимание, показывая их разнообразие и взаимосвязь с музыкой.

Начинаем мы с яркого, подъемного, торжест­венного «Марша энтузиастов» И. Дунаевского, который помогает отрабатывать бодрую устрем­ленную ходьбу. Следим за осанкой учащихся, их шагом с носка и энергичными взмахами рук. Добиваемся, чтобы они начинали ходьбу сразу после музыкального вступления и четко заканчи­вали ее с концом музыки.

Используем для работы и марш Н. Леви, име­ющий динамические контрасты во второй части. Переход с широкого сильного шага вперед к вы­сокому шагу на месте затрудняет многих учащихся и дается им не сразу. Тогда мы предлагаем ти­хими и громкими хлопками отмечать динамиче­ские изменения музыки, после чего учащиеся де­лают меньше ошибок в смене видов ходьбы.

Усложняя задание, переходим к маршам, име­ющим затактовое начало мелодии («Рондо-марш» Д. Кабалевского, «Физкульт-ура!» Ю. Чичкова). Здесь ходьбу нужно начинать с сильной доли после затакта, являющегося как бы моментом подготовки к последующему дви­жению. Четкая и ритмичная мелодия «Рондо-марша» создает бодрый настрой.

Наибольшую трудность для учащихся представляет пружинящий шаг. Над его элементами приходится работать особенно тщательно: учить мягко сгибать ноги в коленях, активно отталки­ваться вверх, выпрямляя колени, сохраняя хоро­шую осанку. Помогают и систематические уп­ражнения в пружинящем полуприседании, кото­рые чередуются с вставанием на носки, когда пятки отрываются от пола, а корпус как бы под­брасывается вверх активным движением ног. Непрерывность движений, мягкость приземления, качание рук вперед-назад при подъеме на носки, хорошая осанка — вот те требования, выполнение которых обеспечивает усвоение данных упраж­нений.

Мы объясняем учащимся, что пружинящий шаг полезен для детей. Он используется в пляс­ках, хорошо подводит к поскоку, помогает в ра­боте над легкостью и мягкостью движений. По­мимо музыкальных занятий его надо включать в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия. Выразительный качественный показ воспитателем этого движения послужит хорошим образ­цом для детей.

Марш «Физкульт-ура!» отличается разнообра­зием регистровой окраски, позволяющей вводить новые задания на ориентировку в коллективе и пространстве: перестраиваться из колонны в пары, тройки; идти врассыпную, в противополож­ном направлении за новым вожатым и т. д.

Постепенно учащиеся начинают осознавать, что ходьба бывает разной Внимательно вслуши­ваясь в музыку, можно, определить, какой вид ходьбы лучше отвечает характеру данного музы­кального произведения и его выразительным средствам.

Переходя от ходьбы к бегу, мы знакомим уча­щихся с его разнообразными видами. Выясняем, что многие во время бега плохо работают рука­ми (сгибают их в локтях и прижимают к корпу­су), слабо координируют движения рук и ног, не выносят корпус вперед при стремительном и ши­роком беге или не откидывают его назад при вы­соком беге, бегут неритмично. Плохо осваивают учащиеся и неторопливый танцевальный пружи­нящий бег, который встречается в танцевальных упражнениях и плясках Систематическая трени­ровка, показ образца педагогом и лучшими учащимися, конкретные указания и замечания посте­пенно дают положительные результаты. Учащие­ся начинают чувствовать себя увереннее, их дви­жения приобретают легкость, стремительность, полетность.

Мы подчеркиваем, что в работе над бегом с детьми воспитатели должны опираться и на эмо­циональное содержание музыки, по возможности связывать движения с образами (птиц, жуков, самолетов, снежинок и т. д.), давать детям предметы, помогающие развивать легкость и устремленность бега (ленточки, шары и т. д.).

Поскоки с ноги на ногу осваиваются большин­ством учащихся сравнительно легко, так как предварительная работа над пружинящей ходь­бой, бегом, прыжками подводит их к этому дви­жению. У некоторых поначалу встречаются от­дельные недостатки: делают слабый толчок вверх, плохо оттягивают носок, прижимают со­гнутую в колене ногу к другой ноге, недостаточ­но хорошо работают руками, однако все это при желании можно преодолеть. В зависимости от музыки поскоки выполняются с различной силой и выразительностью.

Так, в упражнении «Заводим волчки» (муз. Л. Шитте) грациозная подвижная музыка пред­полагает легкий изящный полетный поскок впе­ред на одну музыкальную фразу. Затем все кру­жатся (поскоком) на месте (на однообразную мелодию второй фразы заведенный «волчок» на­чинает вращаться).

В упражнении «Радуемся солнышку» (муз. С. Затеплинского) радостная, подъемная музыка диктует выполнение сильного высокого стремительного поскока с энергичными взмахами рук, хорошим отскоком вверх. Вторая часть му­зыки звучит мягче, тише, спокойнее, и движение меняется — исполняется неторопливый пружиня­щий шаг. Учащихся привлекает в этих упражне­ниях яркий характер музыки, их образность и до­ступность.

В работе над танцевальными элементами (бо­ковым галопом, переменным шагом, шагом поль­ки) мы стараемся опираться на практический опыт наших учащихся, широко используем до­школьный репертуар. Внимательно относимся к подбору музыки для танцевальных движений и выразительному их исполнению.

Перед разучиванием бокового галопа обязательно отрабатываем приставной шаг в сторону (немецкая народная мелодия). Это упражнение учит четко приставлять пятку к пятке на мягком слегка пружинящем боковом шаге, сохранять правильный разворот ступней и корпуса. При ис­полнении бокового галопа добиваемся полетного, легкого характера этого движения, хорошей со­гласованности его с музыкой. Указываем уча­щимся на некоторые ошибки: слишком широкий шаг в сторону, слабый толчок вверх во время приставления пяток, поворот корпуса в сторону направления движения.

К переменному шагу подводим постепенно, да­вая ряд вспомогательных упражнений (образное упражнение «Петушок», притопы и хлопки под народные мелодии в ритме переменного шага и т. д.). Мы следим за тем, чтобы учащиеся пра­вильно исполняли три составных шага вперед, характерных для переменного шага (подробное описание см. в «Методике музыкального воспи­тания в детском саду» под ред. Н. А. Ветлуги-ной). Некоторые на втором шаге приставляют ногу сзади или рядом с другой ногой, тем самым тормозя непрерывность движения. Переменный шаг может исполняться с постепенным ускоре­нием и замедлением в зависимости от звучания музыки.

При разучивании русских народных плясовых движений стараемся использовать эмоциональ­ный образ, чтобы учащиеся могли уловить их ха­рактер. Так, выставление ноги на каблук в рус­ской пляске является выражением плясового задора; спокойный, плавный устремленный шаг свойствен русским хороводам, отличающимся поэтичностью и широтой.

Под веселую бодрую задорную плясовую ме­лодию можно двигаться: топающим дробным ша­гом, выбрасывать ноги вперед, сильно притопы­вать одной ногой или двумя ногами поочередно, весело приплясывать на месте и т. д.

После переменного шага учащиеся довольно быстро осваивают шаг польки, который исполня­ется в том же ритме, но строится на поскоке и беге. Мы отшлифовываем это движение, добира­ясь его легкости и ритмичности.

Когда движения усвоены, полезно дать их в комбинации. Например, в «Детской польке» А. Жилинского сочетать шаг польки с боковым галопом на разные части музыки, в «Польке» Н. Ракова переходить с бокового галопа на рит­мические хлопки и кружение на легком беге и т. д.

Каждый урок ритмики завершается детской пляской, в которую входят разученные ранее эле­менты. Наряду с исполнением бытующих в дет­ских садах плясок («Аннушка» — чешская народ­ная мелодия, «Круговая пляска» — русская на­родная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я», «Кру­говой галоп» — венгерская народная мелодия и др.) мы знакомим учащихся с современными дет­скими танцами («Задорный танец» В. Золотаре­ва, «Давайте танцевать!» В. Комарова, «Чебу­рашка» В. Шаинского).

Большое значение мы придаем упражнениям для рук, включая их в каждой урок ритмики. Работаем над маховыми и плавными движения­ми, движениями кисти и пальцев, учим правиль­но выполнять разнообразные хлопки. Стараемся разучить известные образные упражнения из дет­ского репертуара («Мельница» Т. Ломовой, «Полоскание платочков» на русскую народную ме­лодию, «Ветерок и ветер» Л. Бетховена), вводим новые упражнения. Постепенно у учащихся сни­мается излишнее напряжение в мышцах, исчеза­ет скованность, появляется мягкость и плавность в движениях.

Таким образом, мы видим, что и на заочном отделении основные задачи ритмики (развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения) осуществляются в тесном единстве и связаны с эмоционально-об­разным восприятием музыки. Музыкально-рит­мические занятия предшествуют курсу методики музыкального воспитания в детском саду, подго­тавливая учащихся к изучению сложного для них предмета.

Тесная межпредметная связь двух музыкаль­ных дисциплин обеспечивает большую эффектив­ность обучения, создает предпосылки для лучше­го усвоения музыкальных знаний. Навыки, полу­ченные воспитателями в педучилище, дают им возможность шире внедрять музыку в повседнев­ную жизнь детского сада, активно помогать му­зыкальным руководителям.

Задача же музыкальных руководителей — уде­лять больше внимания воспитателям, проводить с ними систематическую работу, углубляя и за­крепляя то, что они получили в педагогических училищах.

 

Консультация

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема развития творческих качеств ребенка а именно творческих муз. способностей. Их формирование возможно лишь в тесном сотрудничестве педагогов образовательного учреждения. Помочь детям почувствовать силу и красоту воздействия музыки – задача не решимая лишь только в условиях музыкального занятия. Необходимы не только развивающие занятия, но и соответствующие условия в повседневной жизни ребенка в детском саду. Организация, которых под силу только воспитателю группы, при необходимости с помощью музыкального руководителя. В основном, работа воспитателя в музыкальном развитии детей направлена на закрепление навыков и умений, полученных на занятиях. Это может быть использование как новых, так и прослушанных музыкальных произведений при чтении художественной литературы, при беседах о временах года, при проведении занятий по развитию речи.

Особенно ценно, когда музыка, используется на занятиях связанных с искусством, а именно занятия по изодеятельности и художественному слову, сюжетно – ролевые игры таких как «Концерт», «Музыкальная школа», постановки сказок, игры драматургии.

Таким образом интерес к музыкальной деятельности постоянно поддерживается. Самое важное в том, чтобы дети видели заинтересованность самого воспитателя. В том или ином виде музыкальной деятельности.

Следует начать с подготовки к музыкальному занятию. Необходимо чтобы воспитатель сформировал эмоционально – положительную установку к занятию музыкой перед его началом.

Воспитатели должны знать музыкальный репертуар, который будет использоваться на музыкальном занятии, предварительно побеседовав с музыкальным руководителем. Воспитатель должен обладать следующими умениями, согласно педагогическим требованиям:

- эмоционален при исполнении песен, с четкой артикуляцией, правильным певческим дыханием;

- при музыкальных ритмических движениях, танцах, играх воспитатель также должен быть эмоционален, следить за качеством движения и проявлением творчества в передаче образа;

- проявлять активную помощь при перестроениях играх, драматизациях, музицировании детей.

Так воспитатель не только поддерживает интерес к музыкальной деятельности, но и активизирует творческие проявления детей а их ребенок может проявлять в основном в самостоятельной деятельности. Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли восполнить свои замыслы. Ребенку могут понадобиться музыкальные инструменты, игрушки – самоделки, а главное слушатель – воспитатель. Иначе желание ребенка, творческий всплеск может угаснуть.

Воспитателю важно помнить, что если он сам полюбит музыку она станет его главным помощником в работе, невидимым психологом, формирующим эстетические, нравственные, творческие качества личности ребенка.

Задачи.

А теперь я озвучу задачи, которые может помочь решить воспитатель по муз развитию детей. а также формы их решения.

1. Исправление, закрепление навыков и умений получаемых на занятиях. (Это закреплние текста песен, движений танца, хороводных, речевых игр.)

2. Расширение муз. представлений, кругозора детей.

Это как прослушивание аудио записей, использованных на муз. занятиях, так и по выбору самого воспитателя. В помощь я предлагаю материалы программы «муз шедевры» с циклом бесед о характере музыки и аудио записями. Ее темы: «Муз жанры»(марш, песня, танец) ; «Настроение в музыке», «Природа и музыка», » Животные в музыке» и «Сказка в музыке».

Очень интересны детям беседы на тему «Звуки окружающего мира». Воспитатели могут использовать игры со звуком, прослушивание звуков деревянных, метеллических, стеклянных, шуршащих, поэксперементировать с этими звуками. Поиграть в дид. игры по типу игры: «Шумовые и муз. звуки».

Шум машины во дворе,

Лай собаки в конуре, топот, стук и плеск воды,

Звуки шумовые слышишь ты.

Но ведь есть еще другие:

Угадайте какакие?

Музыкальные звуки – пение, звучание муз. инструментов.

Поиграем в игру «Узнай звук по слуху»

Интересный материал по этой теме дает пособие «Звуки окружающего мира» под ред. Тютюнниковой, который я предлагаю использовать воспитателям.

Следующая задача это…

3. Развитие муз. способностей детей. В работе над этой задачей особое место занимают дид. игры:

Игры на развитие звуковысотного слуха. Они необходимы в работе с детьми уже с младшей группы. Такие как «три поросенка», «Мама и детки», «кошка и котята».

На окне сидела кошка

И мяукала немножко

А котенок услыхал

Маме- кошке отвечал.

Затем дети слушают и пропевают звукоподражания либо показывают соответствующую картинку. Вариантов таких игр очень много. В старшем возрасте дети уже самостоятельно могут озвучит высокие и низкие звуки на металлофоне. Это такие задания как: «покажи как звенит колокольчик висящий на самой высокой ветке елочки, а теперь на нижней»

Кроме дид. игр задачу по развитию звуковысотного слуха помогают решить речевые игры, такие как «Звуки весеннего леса», «Жители нашего двора»(звукоподражания голосов животных и птиц) и другие.

Дидактические игры на развитие темброго слуха. Это такие как «Угадай на чем играю», «Муз. домик», «Эхо».

Мишка с зайкой прибегали

Нам загадку загадали

Кто играет здесь узнай

Нам скорее отвечай.

Это может быть звучание муз. инструментов, муз. и шумовые звуки, которые дети узнают по слуху.

Игры на развитие чувства ритма

Это такие игры как «Определи по ритму», » Эхо», «Долгие и короткие звуки» здесь вы можете предложить детям прохлопать или простучать ритм вами заданный, либо по схеме.

Ритм. игры с воспитателями.

Целый день тук да тук

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат

Строим домик для зайчат. (а стучат они вот так_-«ритм»_)

Игры на развитие диатонического слуха

Это следующие игры «Громко-тихо запоем», «Тихие и громкие звоночки», «От пальчика до ладошки», «Гномики и воликаны», «Дирижер» и др.

Игра «К нам гости пришли».

Дети, выбрав вед. «Гостя», приглашают его песенкой. Ведущий то удаляется от детей то приближается, а дети соответственно поют то тише, то громче. Очень важно не допускать крика и напряжения голоса детей.

Игра с воспитателями

Следующие игры на развитие восприятия и усвоения содержания, характера, настроения произведений: «Угадай кто идет», «Песня, танец, марш. », »Узнай произведение», «Выбери схему произведения», «Выбери линию рисующую характер пьесы»и. т.д .

Игра «Линии»

И наконец это игры на развитие творчества в пении и танце: игра «Пропой свое имя», «Придумай мелодию стихотворению»(это могут быть знакомые детям стихи «Наша Таня громко плачет», «Я люблю свою лошадку» и др., «Спой колыбельную кукле».

Для активизации танцевально- игрового творчества необходимо включать инсценирование песен, стихов, хороводов, придумывание танц. движений. Это могут быть танц. импровизации по типу такой, как «Паучки и бабочки», «Танец цветов», «Танец с платком» и др.

Танц. импровизация с воспитателями.

Эти и другие игры очень порадуют ваших детей, разнообразят игровую деятельность, а главное дадут позитивные результаты в развитии муз. и творческих способностей детей. Желаю успеха!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.