Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

Организация жизнедеятельности детей в летний оздоровительный период

Дата: 21 июня в 11:22
Автор: Рубан Т. Н.

Каждый педагог имеет право на свои под­ходы в организации жизни детей в летний период, самостоя­тельно выстраивать и реализовывать модель разнообразной деятельности в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими организацию деятельности учреждений дошкольного образования по охране жизни и здоровья детей. Следует остановится на основных исходно-ключевых позициях, позволяющих грамотно организовать жизнедеятельность детей.

В летний период необходимо в течение дня пре­дусмотреть сбалансированное чередование всех видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра. Педагогам необходимо помнить, что занятия с воспитанниками не проводятся. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа (Кодекс об образовании Республики Беларусь (гл. 20 , ст. 147, п. 13)).

Для достижения оздоровительного эффекта распорядок дня должен предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе. Летом желательно несколько изменить и время приема пищи. Завтрак лучше дать пораньше утром, когда температура воздуха еще невысока и аппетит ребенка не на­рушен. Обед может быть перенесен на 15-30 минут раньше, чтобы не проводить его в самое жаркое время дня. Определенного внимания требует питьевой режим, так как во время жары потребность в жидкости существенно увеличивается. Поэтому всегда должен быть необходимый запас кипяченой воды.

Большое значение имеет предупреждение переутомления ребенка на протяжении всего дня, а также в разных видах детской деятельности, предупреждение чрезмерного нервно­го, в том числе эмоционального напряжения. Важно создать атмосферу любви к ребенку, удовлетворить потребность де­тей в эмоциональном насыщении и разнообразии пережива­ний.

При этом в любом возрасте необходимо:

  •          эмоциональное, теплое, одобряющее отношение воспи­тателя;
  •          признание достижений ребенка, поощрение его успе­хов;
  •         индивидуальность общения (с каждым ребенком вос­питатель должен находить свои нотки в общении);
  •          справедливость по отношению ко всем детям группы;
  •          терпимость к детским ошибкам.

Для обеспечения оптимальных условий организации образовательного процесса требуется создание соответ­ствующей развивающей  игровой предметной среды.

При создании предметной игровой среды необходимо исходить из антропометрических, физиологических, возрастных и психологи­ческих особенностей  детей и руководство­ваться следующими требованиями:

  •         безопасность среды
  •          развивающий характер предметной среды;
  •         деятельно-возрастной подход;
  •          информативность (разнообразие тематики, комплек­сность, многообразие материалов и игрушек);
  •          обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;
  •          вариативность;
  •          сочетание традиционных и новых компонентов;
  •          обеспечение составных элементов среды, соотносимое с макро- и микропространством деятельности детей;
  •          обеспечение комфортности, функциональной надеж­ности и безопасности;
  •          обеспечение эстетических и гигиенических показате­лей.

Современные требования к организации среды связаны с избавлением от загромождения мало­функциональными и несочетаемыми друг с другом предметами. Все, что имеется на участке, долж­но быть педагогически оправдано.

Участок должен быть ухожен. Летний участок красив зеленью трав, яркостью цвету­щих растений, обилием дополнительных легких теневых сооружений, шатров. Основными требованиями при создании эстетическо­го облика участка, условий для оздоровле­ния и развития детей являются:

  •          учет возрастных особенностей детей;
  •         художественная образность решения детских площа­док;
  •         умелое использование рельефа и ландшафта террито­рии;
  •         использование цвето- и светоэффектов в оформлении;
  •          применение в оформлении местной флоры (камень, ракушки, песок, глина, дерево и др.);
  •          техническое оснащение территории (световое, музы­кальное и т. д.).

Всегда нужно помнить, что площадка — это простор, воздух, солнце, озеленение и вода. Вариантов декоративного оформления участка может быть много. И в каждом случае следует помнить о гармоничности окраски, форм построек. Постройки участка (навесы, беседки, домики для игр) нецелесообразно украшать статичными гро­моздкими росписями: они быстро надоедают детям. Желатель­но, чтобы убранство было вариативным. Украшением навесов участка в летнее время могут быть детские работы. Небольшие водоемы, фонтанчики, каскады, кроме декоративных целей, со­здают благоприятные экологические условия, используются для игр с водой. Это могут быть стационарные плескательные бас­сейны, пластмассовые или резиновые надувные, переносные.

Уборка участка проводится ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения. Поливка участка при сухой и жар­кой погоде проводится не менее двух раз в день.

Полифункциональное использование пространства позво­лит создать условия для развития ребенка и его эмоциональ­ного благополучия.

Взрослые и дети являются творцами своего предметного окружения, в зависимости от желаний и занятий самостоя­тельно определяют психологическое пространство общения.

На участке должны быть созданы условия для физкуль­турной работы, отдыха. Важно предусмотреть оптимальный двигательный режим:        

  •          занятия по физкультуре;
  •          утренняя гимнастика;
  •          подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  •          физкультминутки;
  •         пешеходные прогулки на природу;
  •          физкультурные досуги;
  •         физкультурные праздники, дни здоровья.

Посоветовавшись с медицинскими работниками и родителями, для каждого ре­бенка можно подобрать ту нагрузку и формы работы, кото­рые будут отвечать уровню его физического развития и под­готовленности, особенностям работоспособности и реакции на нагрузку.

Для обеспечения регулярного проведения разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы необходимо обес­печить наличие физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования физкультурной площадки.

Организация художественно-эстетической деятельности   в летний период предполагает формирование эстетического отношения  к миру, обеспечение художественного развития ребенка средствами музыки, изобразительного искусства, архитектуры, художественной литературы, конструирования, театра, развитие художественных способностей, детского творчества. Художественно-эстетическая деятельность организуется на открытом воздухе по направлениям:

-         изобразительная деятельность:  рисование, лепка, аппликация, конструирование;

- музыкальная деятельность: слушание музыки, пение,  музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование;

-         художественная литература: выразительное чтение, рассказывание,  фольклор;

-         театральная деятельность: импровизации, драматизации, постановки с использованием различных видов театра.

Организуется работа с учетом возраста, интеллектуального и психофизического развития воспитанников, а также возможностей интеграции видов деятельности.

В процессе игровой деятель­ности педагогу необходимо стараться органи­зовать такое взаимодействие, которое максимально обладало бы потенциа­лом проявления творчества, формирования способности к саморазвитию, куль­тивирование импульса к самосо­вершенствованию. Педагогу необходимо сорганизовать успех ребёнка, обеспечить его про­движение в игровой деятельности, помочь ему освоить содержатель­ную сторону игры, соответствии с возрастом и инди­видуальными особенностями. Ре­комендуется широко использовать игры различного типа:

1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей), – самостоятельные игры:

•         игры-экспериментирования;

•         самостоятельные сюжет­ные игры:

-         сюжетно-ролевые;

-         режиссёрские;

-         театрализованные.

2. Игры, возникающие по ини­циативе взрослого, имеющего перед собой образовательную и воспитательную цели:

•         игры обучающие:

-         подвижные.

•         досуговые игры:

-         игры-забавы;

-         игры-развлечения;

-         интеллектуальные;

-         празднично-карнавальные;

-         театрально-постановоч­ные игры.

3. Игры, идущие от историче­ски сложившихся традиций эт­носа (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

•         традиционные, или народ­ные (они лежат в основе многих обучающих и досуговых игр).

Игры на природе и с природным материалом помогут обеспечить психологический комфорт, будут содей­ствовать развитию органов чувств, закаливанию организма.

Успех игровой техноло­гии в образовательном процессе во многом зависит от понимания педагогом функций игр и различных подходов к ор­ганизации игр.

Одним из показателей эффективной организации работы в летний период является сотрудничество воспитателя, помощника воспитателя. В соответствии с должностным функционалом каждый выполняет свою работу. В соответствии с требованиями изложенными  в  Постановлении  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь  от 21 октября 2011 г. № 105   «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» помощник воспитателя участвует в образовательном процессе выполняет рекомендации воспитателя, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, стимулирование их психофизического развития,  в организации жизнедеятельности детей, осуществляет уход детьми в течение их пребывания в учреждении образования (оказывает помощь в одевании, раздевании, умывании, кормлении сопровождает на мероприятия, прогулку под руководством воспитателя). Обеспечивает соответствие санитарного состояния закрепленных помещений установленным санитарно-гигиеническим правилам. Взаимодействует с педагогическим и медицинским персоналом учреждения образования по обеспечению образовательного процесса, оздоровительной работы. Способствует созданию в коллективе воспитанников благоприятного психологического климата, установлению личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.

Всему коллективу необходимо заботится о том, чтобы создать атмосферу любви к ребенку, удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии интересной деятельности.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.